07.04.2012

Что такое «хорошо?»

К моему великому удивлению, история Стаси собрала большое число комментариев, и весьма эмоциональных.

Давая этой истории заголовок: «Самоотверженность. Где граница?», я двумя последними словами старалась выразить своё неодобрение чрезмерной самоотверженности, на мой взгляд. Но кто знает, что норма, а что нет.

Комментарии читателей показали, что нормы и границы нет. А еще были короткие записки на мой почтовый адрес. Кто-то полностью согласен с Ларисой, кто-то категорически против. Думала я думала, и решила, что отвечу Ларисе.

Прежде всего, спасибо ей за искренность и задор.

Начну с того, что такая женщина жила на самом деле. И сейчас я помню её облик на фоне палатки у озера. Светлые блестящие волосы и стройная молодая женщина их расчесывает. Такой я увидела Стасю в первый раз. Больной и умирающей я её не запомнила. Понимаю, что для обсуждения не имеет значения, была ли она или нет. Но просто уточняю.

Царапнули меня слова о «девочке из маргинальной семьи». Позволю себе заметить, что в то время это было обычная рабочая семья. Родители честно трудились на заводе, отдыхали, как умели, тогда даже телевизоры были редкостью. И таких семей было большинство. Это те люди, которые создавали то, чем все мы и сейчас пользуемся. Это была жизнь без прикрас. Думаю, что среди ваших бабушек и дедушек тоже были такие.

Родители учили Стасю не навязываться чужим людям, не позволять мальчикам слишком многое. Учили, как понимали нравственность.

Стася могла поступить в институт, у неё были преимущества как у дочери рабочего. Но чувство признательности к Нине Петровне толкнуло её на необычный для того времени поступок. 

На тот момент, когда мы познакомились, Стася не знала, что будет потом. А я в течение некоторого времени могла наблюдать жизнь этой семьи. Муж и свекор как должное принимали заботу Стаси. И никто не спешил помочь. А что такое на примусе наготовить еду на четверых человек! Не говоря уж про всё остальное.

Очень меня задели слова, что свекор мог быть отцом ребенка. Что это? Извращенное воображение? Или результат просмотров сериалов?

Что касается того, что Слава стеснялся жены, то скажу одно: там, на озере мы по вечерам много разговаривали все вместе. И оказалось, что Стася читала больше мужа, её суждения были более зрелыми и более доброжелательными. Как-то раз после таких посиделок мой муж заметил: «Да. Не знал бы, так решил, что это у неё высшее образование».

Когда думаю о дальнейшей Стасиной судьбе, то вспоминаю известные слова: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Стася жила как умела. Время 90-х внесло свою корректировку в её жизнь (поездки за рубеж, эмиграция, трудности быта, обесценивание нравственности). И не покупала Стася, как вы считаете, любовь маленькой Стаси, она дарила ей заботу и любовь, учила многому. И хотела обеспечить её будущее, понимая, что некому о девочке позаботиться.

Как вы этого не заметили?

А вот, что касается поступка Стаси-маленькой, то это только укрепило меня в убеждении, что не стоит ждать ничего хорошего от таких детей. Но это не их вина, а беда. И это тема отдельного разговора.

Что касается безапелляционного заявления о правилах в жизни, то позвольте мне сказать, что есть определенные нормы нравственности, которые выработали еще Древние Греки, и ничего лучшего люди не придумали. 

А правила? Их придумывают люди, чтобы оправдать те или иные поступки.

Пройдет время, и поблагодарит ли Ваша подруга Вас за вмешательство в её жизнь?  И будете ли Вы так  отстаивать своё мнение об этой истории спустя 20 лет, когда станете постарше, а жизнь преподнесет вам свои сюрпризы, вопреки всем вашим правилам.

Теперь хочу обратиться ко всем, кто спорил с Ларисой. Каждый из вас прав, и Лариса в некоторые моменты тоже права. У каждого из нас свои представления о границах допустимого вторжения в чужую жизнь и том, насколько надо жертвовать своей, что есть любовь, а что – расчет.

Спасибо вам всем! Я рада тому, что не перестали мы думать о том, как жить. И увидели вы в истории не денежно-товарные отношения, а то, что всегда нас объединяет или разъединяет - Любовь, Надежду, Преданность и предательство.

Всем спасибо!

И в заключение: лично для меня история Стаси стала предупреждением: не спеши делать добро, если тебя об этом не просят. Правда, иной раз я срываюсь и спешу…

Но всё реже.

И хорошо ли это?

SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru

Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений или на RSS

Автор блога: SanSanna

Автор хочет не только поделиться своими жизненными наблюдениями, но и надеется, что читатели блога помогут ей и самим себе найти ответы на вопросы, которые нам всем задает жизнь.

5

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

Комментарии (19)

Загрузить предыдущие комментарии
  • Larisa

    Про чтение - разные книжки бывают. Художественная лит-ра - для развития эмоциональной сферы. Научно-популярная - для эрудиции. Детективы (типа Устиновой) - для того, чтобы убить время при необходимости. А вот те книжки, которые в ВУЗе читать приходится - они для развития логики и анализа. И, для гармоничного развития, желательно прочитать все "виды" книг. Так какие книги Стася читала?

    Про мою подругу. Да нормально все у нее - муж "налево" не ходит, и бросать семью больше не собирается. Дочь замужем, ей уже 26 лет, с матерью как близкие подруги (полгода училась за границей - каждый день по скайпу звонила). А ведь вполне все могло как у Стаси закончиться.

    Напоследок хочу сказать - тут вот автор и некоторые комментаторы "грозят" тем, что жизнь мне еще "покажет"... (Нет, ну я понимаю, что Вам очень хочется, чтобы "показала" и "наказала" за то, что мнение отличное от Вашего иметь посмела). Это их беда, и их проблемы. Если бы немножко логику включили, то, по крайней мере, вопрос бы возник - "Как это ей за 45 лет жизнь ни разу ничего такого не "показала"?. Но не возникает, видимо, такой вопрос - часть книжек, наверное, "за бортом" осталась.

    Понедельник, Июль 8 2013 2:47:53pm
  • SanSanna

    В ответ на: Larisa

    Вот опять вы "кусаетесь". "Часть книжек за бортом осталась"-это вежливо? Я в ответе Вам пыталась донеси мысль,что нельзя быть столь категоричной. Могла сказать и более жестко.Но мне нравится ваш задор,я вас поблагодарила за это. И рада отличному мнению, для этого все и задумано,чтобы "слышать" других. Но выражать свое мнение надо корректно, без "ярлыков". Именно это я усвоила из тех книжек, которые не остались за бортом.

    Понедельник, Июль 8 2013 2:52:16pm
  • София

    Сан Санна!
    Зачем вы публикуете письма таких агрессивных и высокомерных дамочек, как Лариса! Она считает, что только она знает, как жить!

    Понедельник, Июль 8 2013 2:54:50pm
  • Сергей

    Я обращаюсь к Ларисе. Когда я читала ваши комменты в посте про «самоотверженность», во многом был с вами согласен, но не с формой выражения мнения. Теперь я почитал ваши комменты здесь, и во мне проснулся профессионал ( у меня 2 образования- мед и психологическое). Лариса, в вашей жизни есть бо-ольшая проблема. Вы или не подозреваете о ней или не хотите задуматься. Именно она делает ваши комменты такими самоуверенными и даже агрессивными. Займитесь анализом своей жизненной ситуации и сходите к специалисту.

    Понедельник, Июль 8 2013 2:55:55pm
  • Светлана

    В ответ на: Сергей

    Абсолютно согласна с Сергеем. Откуда такой однобокий взгляд? Почему столько упреков к абсолютно незнакомой женщине и отсутствие каких-либо претензий к противоположной стороне? Для этого не надо быть профессионалом, чтобы понять, что корни этой проблемы уходят глубоко в детство. В любом конфликте всегда виноваты оба. Истина - по середине.
    Хвалю Ларису за храбрость и отсутствие страха быть осужденной! Люблю сильных женщин! Характер он или есть или его нет.

    Вторник, Июль 9 2013 9:08:16am
  • Ela

    Жизнь -многогранна.
    Каким чувством, эмоциями и понятиями наполнено внутреннее содержание или сердце человека. Тоже он видит в других людях.
    Всем спасибо за искренность, Ларисе тоже.

    Понедельник, Июль 8 2013 3:04:20pm
  • Григорий

    В ответ на: Ela

    Призываю всех успокоиться. Неприкрытый снобизм Ларисы не надо подпитывать своими комментами и ответами. Для нее люди-только с высшим образованием, и книги надо такие, как она читала. Сколько озверевших врачей, учителей, чиновниц вокруг нас. У них тоже высшее образование. Если бы оно человечности учило.

    Вторник, Июль 9 2013 9:10:01am
  • Ольга Коновалова

    Я читала еще мало статей в Вашем блоге, но могу сказать то, что тема человеческих отношений всегда интересна и полезна для читателя. Ну а если писать конкретно об этой ситуации, то ухватила только часть смысла, возможно, потому что не знаю начала истории о Стасе, но мое мнение, что вмешиваться другим в твою судьбу так же не позволительно, как копаться в белье. У каждого своя судьба и он сам за нее в ответе, но это только мое мнение и я его никому не навязываю. Буду заглядывать. Мне интересно. А как зовут хозяйку? Информации не нашла.

    Понедельник, Июль 8 2013 3:05:34pm
  • SanSanna

    В ответ на: Ольга Коновалова

    Информацию дала личным письмом.

    Вторник, Июль 9 2013 8:57:04am
  • SanSanna

    Все успокоились, и отлично.

    Вторник, Июль 9 2013 8:57:29am

Закрепленные

  • Комментарии не найдены

Понравившиеся

  • Комментарии не найдены
Разделы