08.12.2015
Не сравнивай! Не унижай!
Сегодня Оксана продолжает свои размышления над заповедями Януша
Корчака
Читаем и думаем.
Не унижай! Не сравнивай!
Все мы помним песенку: «Детство, детство, ты куда бежишь? Детство, детство, ты куда
спешишь? Не наигрался я еще с тобой. Детство, детство, ты куда, постой!»
Многие из нас хотели бы вернуться в те беззаботные деньки, но есть моменты, о которых мы
не любим вспоминать или рассказывать.
Наверняка каждый из нас слышал в детстве фразу, а, возможно, и сам не раз говорил своему
ребенку что-то вроде: «На кого ты похож (а), вот посмотри Петя (Вася, Коля, Таня или
Маня), какие молодцы: задачки щелкают как орешки (помогают по хозяйству, опрятны, отлично
учатся, много читают…и далее по списку). Не то, что ты ….
Иногда это делается прилюдно, чтобы ребенок глубже осознал свое ничтожество и
неполноценность. Вроде бы у нас цель благая, хотели пробудить в ребенке чувство
ответственности, взываем к его совести и побуждаем ростки самолюбия (ведь, ты не хуже,
ты тоже так сможешь), но порой эффект получается совсем не такой, как мы ожидаем.
Помимо комплексов мы взращиваем обиду и
агрессию.
Помню себя в школьном возрасте. Я была обычным среднестатистическим советским ребенком:
в меру вредничала, в меру была ответственна, в школе особыми знаниями не выделялась,
была как многие из нас. Школьные уроки меня особо не увлекали, старалась побыстрее
«слепить» домашку, и на улицу. Вот где начиналась интересная жизнь: сколько луж было
измерено-перемерено, подвалов и строек «облажено», сколько бездомных собак-котов
пристроено и вылечено – не счесть. Искали приключений на свою мягкую часть тела,
никакие уроки не сравнятся с этим.
Когда в очередной раз я приносила домой «пару», мама, собрав «совет стаи», делала
«чистку мозгов», взывая к моему сознанию. Она меня сравнивала с кузиной,
(которая училась со мной в одном классе и была отличницей). Чистка была унизительной,
я чувствовала себя полным ничтожеством, каждый считал своим долгом воззвать к моей
совести, и убедить меня, что я должна брать пример с сестры.
Не смотря на то, что с сестрой мы очень дружны, и я ее очень люблю, я ее начинала тихо
ненавидеть, готова была ее испепелить, разорвать, утопить, уничтожить, вогнать осиновый
кол и вообще физически уничтожить, желательно несколько раз, что бы уж наверняка не
воскресла. Все справедливые замечания моих родных принимала в штыки, огрызаясь и
отбрехиваясь. В этот момент я ненавидела всех, считала себя униженной и оскорбленной и
абсолютно не хотела осознавать свою вину. Все их замечания до меня не доходили.
Ну как было объяснить взрослым, что я не тупая. А просто мне совсем не интересно читать
Гоголя с его «мертвыми душами» или про глупую Анну Каренину, которая из-за какой-то
любви лишила себя жизни, или четвертый сон Веры Павловны у Чернышевского- чистая
бредятина, а занудного Достоевского, наверное, ни один нормальный ученик по своей воле
и не прочитал до конца. А вычислять синусы и косинусы, не говоря уже про тангенсы всякие,
скукотень невозможная, и главное - непонятно, зачем мне это все нужно.
Куда более интересно скакать с индейцами Купера по прериям и снимать скальпы с
бледнолицых, или распутывать замысловатые преступления с Шерлоком, а путешествовать с
капитаном Немо по морскому дну, гораздо интереснее, чем любой урок географии и зоологии
вместе взятых.
Но взрослым было этого не понять, им нужен «эталон», все, что не стандарт – то брак,
неполноценность в их понимании.
К счастью, комплекс «тупости» ко мне не прилип, но чувство ущербности долго не покидало
мое сознание. Наверное, и получение второго высшего образования, это, скорее всего,
доказательство самой себе и своим близким, что не такой уж я «потерянный» для общества человек.
Унижение никогда не будет побуждающим фактором к действию по улучшению человека и его самосознания, скорее, наоборот. Помимо обретенных комплексов, порождает агрессию, зависть, злобу.
Кроме плохих оценок или грязного платья и прочих недостатков вашего ребенка, постарайтесь
увидеть его достоинства. Наверняка, есть масса других вещей у вашего ребенка, за что
можно похвалить его.
Вместо унижений проявите достаточно внимания, терпения и понимания, отлепитесь от своих
социальных сетей и прочих ГАДжетов.
Не интересно учиться - разберитесь почему, сделайте все возможное и невозможное:
бейте чечетку, изучая таблицу умножения, или ходите на руках, заучивая стихи Пушкина,
или проделывайте химические опыты на кухне. Да все что угодно, подходите творчески к
процессу (интернет вам в помощь).
Вы считаете это перебор?
Найдите свой путь без унижения собственного достоинства своего ребенка.
Униженный - никогда не станет личностью, это всегда маленький злобный карлик
(и рост тут совсем не причем). Вы ведь не хотите, чтобы рядом с вами жил злобный гном.
"Детство от нас не уходит,
Детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходят,
С детства живут стариками.
Детство от нас не уходит
Детство живет в нас всегда,
Просто из детства уводит
Жизни сует-суета".
К сожалению, автор стихов мне неизвестен.
Оксана С.
Остается добавить только: мой опыт работы с детьми подсказывает, что многое дети могут
забыть и простить. Но унижение со стороны родителей или учителей они не забывают.
И это их всегда больно ранит в детстве. А потом горькая память идет по жизни.
SanSanna.
Прочитано
1158 раз
Опубликовано в:
Дети. Школа. Успех
Оставьте свой комментарий