08.12.2015

Не сравнивай! Не унижай!

Сегодня Оксана продолжает свои размышления над заповедями Януша Корчака
Читаем и думаем.
 
Не унижай! Не сравнивай!
 
Все мы помним песенку: «Детство, детство, ты куда бежишь? Детство, детство, ты куда 
спешишь? Не наигрался я еще с тобой. Детство, детство, ты куда, постой!»
Многие из нас хотели бы вернуться в те беззаботные деньки, но есть моменты, о которых мы 
не любим вспоминать или рассказывать.
 
Наверняка каждый из нас слышал в детстве фразу, а, возможно, и сам не раз говорил своему 
ребенку что-то вроде:  «На кого ты похож (а), вот посмотри Петя (Вася, Коля, Таня или 
Маня), какие молодцы: задачки щелкают как орешки (помогают по хозяйству, опрятны, отлично 
учатся, много читают…и далее по списку). Не то, что ты …. 
 
Иногда это делается прилюдно, чтобы ребенок глубже осознал свое ничтожество и 
неполноценность. Вроде бы у нас цель благая, хотели пробудить в ребенке чувство 
ответственности, взываем к его совести и побуждаем ростки самолюбия (ведь, ты не хуже, 
ты тоже так сможешь), но порой эффект получается совсем не такой, как мы ожидаем. 
 
Помимо комплексов мы взращиваем обиду и агрессию.
 
Помню себя в школьном возрасте. Я была обычным среднестатистическим советским ребенком: 
в меру вредничала, в меру была ответственна, в школе особыми знаниями не выделялась, 
была как многие из нас. Школьные уроки меня особо не увлекали, старалась побыстрее 
«слепить» домашку, и на улицу. Вот где начиналась интересная жизнь: сколько луж было 
измерено-перемерено, подвалов и строек «облажено», сколько бездомных собак-котов 
пристроено и вылечено – не счесть. Искали приключений на свою мягкую часть тела, 
никакие уроки не сравнятся с этим.
 
Когда в очередной раз я приносила домой «пару», мама, собрав «совет стаи», делала 
«чистку мозгов», взывая к моему сознанию. Она меня сравнивала с кузиной, 
(которая училась со мной в одном классе и была отличницей). Чистка была унизительной, 
я чувствовала себя полным ничтожеством, каждый считал своим долгом воззвать к моей 
совести, и убедить меня, что я должна брать пример с сестры. 
 
Не смотря на то, что с сестрой мы очень дружны, и я ее очень люблю, я ее начинала тихо 
ненавидеть, готова была ее испепелить, разорвать, утопить, уничтожить, вогнать осиновый 
кол и вообще физически уничтожить, желательно несколько раз, что бы уж наверняка не 
воскресла. Все справедливые замечания моих родных принимала в штыки, огрызаясь и 
отбрехиваясь. В этот момент я ненавидела всех, считала себя униженной и оскорбленной и 
абсолютно не хотела осознавать свою вину. Все их замечания до меня не доходили. 
 
Ну как было объяснить взрослым, что я не тупая. А просто мне совсем не интересно читать 
Гоголя с его «мертвыми душами» или про глупую Анну Каренину, которая из-за какой-то 
любви лишила себя жизни, или четвертый сон Веры Павловны у Чернышевского- чистая 
бредятина, а занудного Достоевского, наверное, ни один нормальный ученик по своей воле 
и не прочитал до конца. А вычислять синусы и косинусы, не говоря уже про тангенсы всякие, 
скукотень невозможная, и главное - непонятно, зачем мне это все нужно. 
 
Куда более интересно скакать с индейцами Купера по прериям и снимать скальпы с 
бледнолицых, или распутывать замысловатые преступления с Шерлоком, а путешествовать с 
капитаном Немо по морскому дну, гораздо интереснее, чем любой урок географии и зоологии 
вместе взятых. 
Но взрослым было этого не понять, им нужен «эталон», все, что не стандарт – то брак, 
неполноценность в их понимании.
 
К счастью, комплекс «тупости» ко мне не прилип, но чувство ущербности долго не покидало 
мое сознание. Наверное, и получение второго высшего образования, это, скорее всего, 
доказательство самой себе и своим близким, что не такой уж я «потерянный» для общества человек.
 
Унижение никогда не будет побуждающим фактором к действию по улучшению человека и его самосознания, скорее, наоборот. Помимо обретенных комплексов, порождает агрессию, зависть, злобу.
Кроме плохих оценок или грязного платья и прочих недостатков вашего ребенка, постарайтесь 
увидеть его достоинства. Наверняка, есть масса других вещей у вашего ребенка, за что 
можно похвалить его.
Вместо унижений проявите достаточно внимания, терпения и понимания, отлепитесь от своих 
социальных сетей и прочих ГАДжетов.
 
Не интересно учиться - разберитесь почему, сделайте все возможное и невозможное: 
бейте чечетку, изучая таблицу умножения, или ходите на руках, заучивая стихи Пушкина, 
или проделывайте химические опыты на кухне. Да все что угодно, подходите творчески к 
процессу (интернет вам в помощь). 
 
Вы считаете это перебор? 
Найдите свой путь без унижения собственного достоинства своего ребенка. 
Униженный - никогда не станет личностью, это всегда маленький злобный карлик 
(и рост тут совсем не причем). Вы ведь не хотите, чтобы рядом с вами жил злобный гном.
 
"Детство от нас не уходит,
Детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходят,
С детства живут стариками.
Детство от нас не уходит
Детство живет в нас всегда,
Просто из детства уводит
Жизни сует-суета". 
К сожалению, автор стихов мне неизвестен. 
Оксана С.
 
Остается добавить только:  мой опыт работы с детьми подсказывает, что многое дети могут 
забыть и простить. Но унижение со стороны родителей или учителей они не забывают. 
И это их всегда больно ранит в детстве. А потом горькая память идет по жизни. 
 
SanSanna.
 
Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений или на RSS

Автор блога: SanSanna

Автор хочет не только поделиться своими жизненными наблюдениями, но и надеется, что читатели блога помогут ей и самим себе найти ответы на вопросы, которые нам всем задает жизнь.

5

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.

Комментарии

  • Комментарии не найдены

Закрепленные

  • Комментарии не найдены

Понравившиеся

  • Комментарии не найдены
Разделы