15.02.2011

История нашей учебы

История нашей учебы

Почему решила написать? Это реакция на статью "Хочу отличника". Не даю никаких советов, потому что наши поступки и действия были не всегда правильные с точки зрения педагогики.

У моей мамы была навязчивая идея: дать нам с сестрой высшее образование. Мы его получили: инженерное образование. Думаю, мамина идея передалась мне по наследству. Но никогда я не хотела, чтобы наши мальчики, начиная с первого класса, были отличниками.

Почему? Потому что редко встречала мальчиков, которые начинали и оканчивали школу отличниками. Очень часто начинали отличниками, а вот оканчивали школу, порой, весьма посредственно. Поэтому хотела, чтобы наши сыновья просто полюбили сам процесс учебы.

Когда старшему сыну исполнилось 6 лет, у нас в Белоруссии началась школьная реформа, которая предписывала начинать учебу именно с этого возраста. Как поняла позже, не все дети готовы идти в школу именно с этого 6-летнего возраста.

Перед первым сентября у нас проходит первая встреча с преподавателем. Молодая, влюбленная в свою работу, учительница, к каждому малышу старается найти подход, старается разговорить. И в конце беседы говорит: «Я думаю, что вы все хотите учиться. И будете хорошо учиться". Один только наш сын ответил: "Я не хочу учиться".

И вот это, "я не хочу учиться", продолжалось, чуть ли не до окончания школы. Уроки делали всегда вместе. Порой, в начальных классах, приходилось сажать рядом с собой сына, читать ему устные предметы, пересказывать, отвечать на вопросы. Пытаться вовлечь
его в диалог. Абсурд? Может быть. До сих пор убеждена, пусть хоть таким методом, но ребенок получит знания, чем, вообще, ничего не будет знать.

Наша школа одна из первых в городе открывает лицейские классы. И для поступления в эти классы начинает заранее готовить учеников, создав специализированные классы. Наш старший сын идет в такой класс. Но... 17 сентября его исключают. Прихожу к классному руководителю и начинаю интересоваться причиной, ведь времени прошло совсем мало, и говорить о невозможности справиться с большим объемом тоже рано.

Был ответ - так решил школьный совет из-за не совсем корректного поведения нашего сына (вертится, крутится на уроках, в общем, мешает остальным детям учиться). На просьбу оставить сына в этом классе, получила отрицательный ответ.

И мы должны были идти в обыкновенный класс учиться, в общеобразовательный класс. Должна сказать, что никогда не ругалась с учителями, не носила взяток. Только советовалась: как правильно поступить, на какой предмет больше обратить внимание. И надо отдать должное учителям: они подсказывали, они помогали. Никогда не говорила учителям, что они должны, что они обязаны. Это родители должны, это родители обязаны.

Всегда задавала себе вопрос: а почему другие дети не имеют проблем? И всегда себе отвечала, что здесь родительское упущение, что-то сделала не правильно, а как правильно, просто не знаю.

Придя домой, увидела в каком состоянии сын... Хотя он получил хороший урок от жизни. Посадила его напротив себя и, глядя ему в глаза, сказала:

«Не переживай. Пойдешь учиться в общеобразовательный класс. И верь мне, ты будешь учиться в вузе. Какой выберешь, в том и будешь учиться. Я всех куплю. За деньги».

Почему вырвались такие слова? О финансовом состоянии нашей семьи промолчу... Просто боялась, что сын совсем забросит учебу при его нежелании учиться с первого класса.

Потом пришло время подумать о репетиторстве. О таких репетиторах, как наши, можно только мечтать. Один из репетиторов сказал:" По моему предмету вашему сыну надо поставить два (в те годы была 5-ти балльная система оценок)". Сдал сын вступительный экзамен на 4. Да, репетиторы берут деньги и порой немалые. Но это хоть какой-то выход из подобных ситуаций.

Когда у старшего сына была середина последнего учебного года, он подружился с мальчиком из нашего дома. Хороший мальчик, читающий, увлекающийся музыкой и компьютером, но ... не учебой. В результате сын не успевает выполнять задания репетиторов. А это деньги, которые не сыпались с неба. Была мысль все прекратить. Потом решила: все вытерплю.

Сын часто прогуливал школьные занятия (с моего согласия). И надо отдать должное школе, она нас не третировала. Школа была настроена на конечный результат, на поступление. Вскоре того мальчика забрали в армию, а наш сын поступает в институт в нашем городе на бюджетной основе.

Младший сын пошел в школу почти с 7-ми лет. Первый класс закончил, выполнив школьные нормативы. Летом иду мимо нашей школы и читаю объявление о комплектовании 2-го класса с английским уклоном. У меня особое отношение к английскому языку, еще со школьной парты. Но..., увы... моя мечта не сбылась.

Прихожу к директору школы и изъявляю желание написать заявление. В то время не проводились никакие экзамены, никакие тесты. Директор смотрит результаты сына и начинает отговаривать. Да, сын выполнил нормативы, но есть дети, которые эти нормативы перевыполнили в несколько раз. Понимаю, что нас не хотят видеть в этом классе, но мило улыбаюсь и прошу ручку с листом бумаги...

Практически до девятого класса младший сын не огорчал нас. Отличником не был, находился в "золотой середине".  Что потом с ним происходит: переходный возраст? Или ревность к старшему брату? Как не объясняла, не просила: «Подожди немного, двоих вас не вытяну.»...

Понимаю, что в лицей сыну не поступить. А тут еще девочка появилась... Хорошая девочка, но что-то рановато... И... покупаю сыну путевку в Испанию на целый месяц для оздоровления.

Пошел младший сын, как и старший, в общеобразовательный класс. Опыт у нас уже был. После окончания школы сын поступает в институт в нашем городе, но на платной основе. Казалось, все у нас хорошо. Оба сына учатся. Старший сын все годы со стипендией и уже не мыслит прийти с экзамена без пятерки. На третьем курсе перед летней сессией младший сын подходит и говорит, что хочет бросить институт. Сразу в голове мелькает мысль: это же столько денег и все напрасно...

Иду к декану факультета. Опять повторюсь: никаких взяток. Тогда мне в голову не приходило, что надо давать взятки. Прошу совета. Декан факультета, милейший человек, успокаивает и говорит:

- Не волнуйтесь. Отслужит ваш сын в армии, вернется, и мы его восстановим на этот же курс. Да, деньги за целый год обучения пропадут. Но попросите сына сдать летную сессию.

Прихожу домой и говорю младшему сыну:

- Хорошо. Разрешаю бросить институт. Но у меня к тебе просьба: постарайся сдать летнюю сессию.

Институт младший сын закончил.

Не думайте, что так все было у нас гладко и хорошо. И орали и ругались. Все было. Но мамины слова всегда поддерживали. Она говорила постоянно: не переживай, не волнуйся, подрастут - поумнеют.

Наши мальчики не были читающими детьми. Опять применяла "свой метод". Сажала рядом с собой и пересказывала художественное произведение. Читала, со своей точки зрения, интересные места, интересные диалоги. Записалась в три библиотеки нашего города. И при малейшем интересе сыновей к той или иной книге, неслась в библиотеку. Не говорила, вам надо, вы и идите. Как радовалась, когда сыновья полюбили Пушкина и Лермонтова. Они могли часами декламировать...

Сейчас сыновья - взрослые люди. Читают. Выбрали определенные направления в литературе: историческая, приключения, фантастика. С ними интересно разговаривать. Часто они мне рассказывают такие вещи, о которых я не знаю или знаю, но только поверхностно.

А их папа? А их папа, из принципа, не помогал ни морально, ни материально. Он считал, что сыновья должны сами учиться и никаких репетиторов. Считал, что балую слишком сыновей и что ничего путного не получится. Рада, что их папа ошибся.

Как-то была в гостях у своей тети. И все две недели только и слышала: как, сколько тетя сил, денег и здоровья потратила на свою дочь, а вот какая дочь неблагодарная... Мне родители никогда таких слов не говорили. Постараюсь тоже.

Татьяна Б., теперь уже жительница в Бельгии, так судьба сложилась

От себя добавлю, что очень благодарна Татьяне за письмо. Восхищаюсь ее материнским подвигом. Не зря же она в название вставила слово НАШЕЙ. И работала Татьяна на производстве в то время за двоих.

Детей ее знаю - достойные люди выросли. 

SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru

Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений или на RSS

Автор блога: SanSanna

Автор хочет не только поделиться своими жизненными наблюдениями, но и надеется, что читатели блога помогут ей и самим себе найти ответы на вопросы, которые нам всем задает жизнь.

5

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

Комментарии (12)

Загрузить предыдущие комментарии
  • оксана

    Героическая мама!Взять бы хоть чуточку вашего терпения и мудрости

    Вторник, Июнь 11 2013 9:34:08am
  • SanSanna

    В ответ на: оксана

    Все мамы героини в той или иной степени,если растят детей,а не выбрасывают их на обочину жизни.

    Вторник, Июнь 11 2013 1:54:33pm
  • нонна

    Боже, столько терпения, сил и отдачи| Восхищаюсь перед такими матерями, а у Татьяны, особенный выбор, за ребят не стыдно. Вы просто большая умница.

    Вторник, Июнь 11 2013 1:41:49pm
  • SanSanna

    В ответ на: нонна

    Вы абсолютно правы.

    Вторник, Июнь 11 2013 1:55:20pm
  • Валентина

    А я думаю, что надо всегда верить в своих детей, любить их такими, какие они есть.

    Вторник, Июнь 11 2013 1:43:01pm
  • SanSanna

    В ответ на: Валентина

    Мы их любим любыми.Но хочется,чтобы они были счастливыми.

    Вторник, Июнь 11 2013 1:57:04pm
  • Милашка

    А когда жить при таких делах

    Среда, Июнь 12 2013 3:24:40am
  • SanSanna

    В ответ на: Милашка

    Читатели, ответьте Милашке, пожалуйста.

    Среда, Июнь 12 2013 5:54:32am
  • Сергей

    На таких мам учителя молиться должны. За них всю работу делают.

    Среда, Июнь 12 2013 7:07:52am
  • SanSanna

    В ответ на: Сергей

    Учителя-учителями, а родители тоже должны заниматься с детьми. Не уроки за них делать,а правильно организовать жизнь ребенка.

    Среда, Июнь 12 2013 7:12:49am

Закрепленные

  • Комментарии не найдены

Понравившиеся

  • Комментарии не найдены
Разделы