26.07.2011

Первый в школе не всегда первый в жизни?

Первый в школе не всегда первый в жизни

Предлагаю письмо Татьяны из Самары. Она не первый раз предлагает для обсуждения важную и интересную тему. Например, «Лучший день рождения».  Читаем:

Недавно на широких просторах Интернета я, можно сказать случайно, встретилась с однокашницей – девочкой (когда-то) из параллельного класса. Тогда между нами не было вообще никакого общения. Возможно, я знала её по фамилии, (как обычно бывало в школах  - фамилию знаешь, а имя не всегда, в отличие от учителей – здесь ровно наоборот).

А тут неожиданно завязалась переписка. На ностальгические темы. Недавно их класс встречался. Я бы обязательно присоединилась к ним, но именно в этот момент меня не было в городе.

Потом она мне написала маленький отчет. Кто кем стал из того, кто кем был. Печально, но очень многие уже ушли из нашего мира. Около трети класса. А у них был очень хороший класс. Сильный классный руководитель. Математичка Вера Васильевна. В их классе учились дети сотрудников школы – сын директрисы, дочь медсестры, сын уборщицы. Сотрудники знают, кому лучше доверить своих детей. 

Про свою классную я могу сказать очень немного. Она пыталась привить нам любовь к культуре. Её классные часы, посвященные художникам, композиторам, классикам культуры, почти всегда заканчивались нотациями или даже криком, какие мы «нехорошие».

Лия Григорьевна преподавала немецкий, а я учила английский. Этот предмет был не так часто, как математика и ещё, она часто болела. Мне всегда казалось, что меня она не знает и, если не поздороваюсь – не обратит внимания. Конечно же, это не так. Сейчас я это понимаю, но тогда…

А ещё у неё была привычка обращения «девочка» и мне казалось, что она не знает моего имени. Меня, как ученицу, она знала только по характеристикам других учителей, но я была тихая, ни чем не выдающаяся девочка, не шалила, не пропускала уроков по неуважительным причинам, не часто болела, словом, никакая. А вокруг кипела жизнь, класс был недружный, но был костяк, элита местного значения, в которую, ясно, я не входила. Она и называлась классом.

Были проблемы с мальчишками-хулиганами, двоечниками. Короче, было не до нас, серых мышек.

По окончании школы, наша классная написала мне такую характеристику, что мне было стыдно показывать её где-либо. Возможно, если бы была возможность почитать другие, я бы так не смущалась.

Она написала: "Общее развитие слабое, хотя и много читает". Я мучилась - зачем она написала "хотя и много читает". Во-первых, это не было правдой. А, главное, я думала (малочтение считала недостатком), что если даже "чтение" не дало мне развития, то я совсем дура или, по крайней мере, эта фраза навевает это.

В институт в первый год не пошла, потому что была глубоко уверена, что туда идут только умники и умницы. Понятно, что я себя туда не причисляла. Не пошла и во второй год и в третий. Пока к нам на работу - я работала на МСС (машиносчетная станция) - не припорхнула стайка девочек, не прошедших в ВУЗ, но старательно готовившихся к поступлению в следующему году.

Они решали подготовительные задачки-примеры, а я помогала в трудных случаях - спасибо нашей математичке Вере Васильевне. Наша математика была на высоте. Девчонки подтолкнули меня к поступлению в институт. И я прошла. Надо без скромности сказать, без особого напряжения, но и без особого желания. Просто. Так я стала инженером!

А вообще, я хотела бы развить тему, есть ли связь - хорошо учишься - многого достигнешь и наоборот. Жизнь доказала, что это не работает. Ведь, как нас учили (а потом и мы своим детям  назидательно говорили) - учись хорошо и перед тобой откроются все двери мира, иди куда захочешь. Будешь... И т.д. и т.п.

Плохо учишься - будешь улицы подметать, (тем самым внушая, что улицы подметать – постыдно!).  Оказывается, учиться может и надо, но дальше работают другие законы, которые нам не преподавали.  И в итоге, умнички-мальчики всю жизнь работают "простыми советскими инженерами".

У нас на работе был медалист математической школы, также прожил и проработал всю жизнь на родном Металлурге.  Я думаю, что у нас слишком культивировалась скромность. Причём ложная. Не высовывайся! Будь скромней! Будь как все («Все так ходят!»). И мы должны быть «винтиками одной? большой машины». А надо бы - каждый из нас личность и эта личность больше пользы принесет даже для этой большой машины. Но личностями трудно управлять. Почти не возможно. Стадом легче. 

Хотелось бы немного статистики. 

Вы, как учитель, вероятно, знаете, кто кем стал из того, кем был. И как личные качества, а не только умение «выучить – запомнить – пересказать», повлияли на дальнейшую судьбу выпускников. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и обстоятельства, порой от нас не зависящие. Может, кто из читателей рассылки расскажет свою историю или историю своего близкого человека. И как «кто был не кем, тот станет всем!».

Татьяна, Самара

Я постараюсь проанализировать судьбы некоторых моих учеников и позже напишу. А пока жду комментариев и писем от читателей.

SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru

Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений или на RSS

Автор блога: SanSanna

Автор хочет не только поделиться своими жизненными наблюдениями, но и надеется, что читатели блога помогут ей и самим себе найти ответы на вопросы, которые нам всем задает жизнь.

5

Оставьте свой комментарий

0
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

Комментарии (14)

Загрузить предыдущие комментарии
  • Татьяна

    Пятерки в дневнике отличников, не означают, что все отличники одинаковые, есть еще их личностные качества, которые за этими пятерками не видны. И если отличник работает инженером в хорошей компании и счастлив с тем, чем он занимается, то это совсем не означает, что он ничего не добился, для себя, возможно, он добился всего, чего хотел. Амбиции у всех разные, далеко не все хотят, да и не все могут быть руководителями. Чтобы открыть свой бизнес нужна идея, смелость, умение руководить людьми, и работают бизнесмены не 8 часов ,а гораздо больше, а к этому тоже готовы не все. Понятие "добиться чего- то " для каждого имеет свое значение, для одного - это стать начальником отдела, для другого - директором, для третьего - директорм своей фирмы, для четвертого работать за границей, а для пятого - важны только деньги. Не все хотят одного и того же.

    Пятница, Июнь 21 2013 2:53:59pm
  • SanSanna

    В ответ на: Татьяна

    Полностью согласна.

    Пятница, Июнь 21 2013 3:00:29pm
  • Татьяна

    Умный всегда найдет способ выпутаться из ситуации, в которую мудрый не попадёт.

    Воскресенье, Июнь 23 2013 11:04:54am
  • Татьяна

    умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый в него никогда не попадет...

    Воскресенье, Июнь 23 2013 11:05:35am
  • SanSanna

    В ответ на: Татьяна

    К счастью.

    Воскресенье, Июнь 23 2013 11:13:03am
  • Теодор

    У каждого своя мера успеха.

    Воскресенье, Июнь 23 2013 11:08:08am
  • Лариса

    А что, собственно, автор вкладывает в понятие "многого достигнуть"? Судя по статье, интеллектуальный труд инженера она достижением не считает. Как и Оксана, для которой собственный ларек с шубами на рынке - это показатель успешного человека ( имей ее одноклассник хотя бы сеть магазинов - еще можно было бы о чем-то поговорить). Для тех, кто хорошо учится, возможностей действительно несравненно больше. И человек может САМ выбрать, воспользоваться этими возможностями, или нет. Двоечники этого лишены - а там "как кривая вывезет". Поэтому процент успешных людей среди двоечников гораздо ниже. Да вы посмотрите биографии успешных людей (шоу-бизнес не рассматриваю) - много там двоечников? Только информацию "покопайте", а не ориентируйтесь на имижджевые статьи.
    PS: Господи, о каком подъеме экономики может идти речь, когда у нас большинство людей мнения автора статьи придерживаются. И детей ведь этому учат.

    Понедельник, Июнь 24 2013 10:27:03am
  • SanSanna

    В ответ на: Лариса

    Ваш запал мне понятен. Но не все так однозначно. Разве в одном письме автор могла все сказать? Она только затронула тему. А мы можем обстоятельно изложить свои взгляды.
    Лариса.напишите подробнее и пришлите письмо мне. Мне кажется,что я во многом с Вами согласна. и продолжим эту тему. Было бы здорово,если бы Вы согласились.

    Понедельник, Июнь 24 2013 12:38:07pm
  • Лариса

    Мне кажется, автор письма озвучила позицию типичного троечника. Судя по всему, она не понимает, что умения "выучить-запомнить-пересказать" явно недостаточно, чтобы стать отличником (в школе с нормальными требованиями, конечно). Для этого нужно иметь то, что называется эрудицией. Ну и задатки нестандартного мышления тоже. Это, кстати, не свыше дается, а приобретается в процессе обучения. И именно эти качества помогают обрести свое место в жизни. Бывшие троечники вряд ли станут хорошими специалистами даже окончив ВУЗ. Потому что для этого надо УМЕТЬ УЧИТЬСЯ - специалист должен учиться всю жизнь!!! А троечник - он потому и троечник, что этого не умеет. А потом удивляемся - откуда у нас плохие врачи/учителя/инженеры, ну и т.д. Я имею в виду сейчас "настоящих" троечников. Есть троечники,которые увлечены какими-то предметами, а на остальное им наплевать - потенциально это очень успешные люди. Но таких мало - как правило, им все-таки хватает мозгов, чтобы без троек учиться.
    Вообще, какая-то тенденция нездоровая наметилась - внушать детям, что хорошо учиться не обязательно. Интересно, это с какой-то целью делается, или просто троечники свою лень пытаются оправдать.

    Понедельник, Июнь 24 2013 12:40:19pm
  • SanSanna

    В ответ на: Лариса

    Как и Вы,я не люблю "троечников". Я думаю,что тему над продолжить. Уже есть письмо от читателя. Думаю,что числа 19 все смогут его почитать. Я согласна в Вами и по остальным пунктам. Профессионал получается из увлеченного и трудолюбивого человека. И учиться надо всю жизнь. Тоже согласна.

    Понедельник, Июнь 24 2013 2:51:43pm

Закрепленные

  • Комментарии не найдены

Понравившиеся

  • Комментарии не найдены
Разделы