19.07.2011

Самостоятельный ребенок. Что это такое

Самостоятельный ребенок. Что это такое

Начну с письма Ирины.

Вот у меня такой вопрос. Я только начала свой материнский путь, но уже возникают вопросы. Наблюдаю детей и их родителей повсюду. Одни дети очень опекаемы своими мамами. Другие совсем заброшены. Мамам нет времени за ними смотреть. Причины разные. А вот подростки все хотят независимости. Но одни знают границы дозволенного. А другие – без тормозов. А как воспитывать детей так, чтобы потом не страдать от их поведения. Мне знакомые говорят, что нельзя давать детям лишнюю самостоятельность. И тогда будет толк. А что в вашем понимании детская самостоятельность?

Вот такое письмо. Пространный ответ пришлось бы давать на полусотне страниц, как я понимаю эту проблему.

Решила посмотреть, что думают о самостоятельности детей британские специалисты. Сегодня нельзя закрываться от западного опыта. Наш в новых условиях часто не помогает. Надо искать некую золотую середину, мне кажется. Вот кое-что с разных сайтов, посвященных детям.

Некоторые исследования ученых продолжались более десятилетия и результаты показали, что, дети, которые в детстве пользовались достаточно большой самостоятельностью, добились во взрослой жизни большего, чем те их ровесники, которые в детские годы являлись «маменькиными» сынками и дочками и были во всем послушны родителям. Успешность детей в будущем волнует всех нормальных родителей.

Что британские исследователи считают самостоятельностью ребенка?

Прежде всего, умение ребенка лично обслужить себя и наличие обязанностей по дому. Такой ребенок может приготовить или разогреть еду, достать себе чистую одежду, держать в порядке свои вещи, сходить в магазин и купить продукты по списку, составленному родителями, подмести или вымыть пол и пр. 

У детей должно быть право выбирать внеклассные занятия по своему вкусу, выбирать друзей, варианты свободного времяпрепровождения, обстановку своей комнаты, одежду, прическу. Чем старше ребенок, тем более широкие возможности выбора у него должны быть.

Как показали исследования, те дети, которые добились определенного успеха потом во взрослой жизни, с ранних лет  имели чувство ответственности за свои поступки, их научили различать добро и зло. Детям объясняли, почему надо хорошо учиться и помогать родителям, и просто старшим. Почему нельзя обижать младших и слабых, животных.

Надо отметить, что ученые наблюдали за жизнью детей из разных социальных слоев. И это были несколько тысяч детей.

Когда дети выросли и устроили свою жизнь, исследователи приступили к выяснению, насколько хорошо им это удалось.

Каков был критерий успешности? Не количество вилл или дорогих машин и прочей житейской мишуры. А, прежде всего, отношение уже выросших детей к собственной жизни, степень удовлетворенности ею во всех областях, начиная от личной жизни, и заканчивая заработком, карьерой, бытовыми условиями жизни и пр.

Успешными оказались именно те, кто в детстве имели право выбора, одновременно усвоив нормы морали. Их учили активной жизненной позиции. Все вместе это помогло во взрослой жизни делать правильный выбор во всем, что касалось личной жизни, сферы деятельности и так далее. А, выбрав то, что им по душе, такие молодые люди соответственно, ощущали большую удовлетворенность жизнью, чем их более пассивные сверстники.

Вот такие выводы сделали западные исследователи.

Это общие выводы. У каждого из нас есть свой опыт. Вспоминая детство, мы знаем, что нам было можно и что нельзя. И теперь мы можем проанализировать, насколько запреты или свобода выбора дали нам возможность чувствовать себя комфортно во взрослой жизни.

Наши дети и внуки (у кого они есть), тоже поле для размышлений, сожалений, обмена опытом.

Пишите, делитесь. Молодые мамы и папы пока только ищут свой путь…

SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru

Понравилась статья? Подпишись на получение обновлений или на RSS

Автор блога: SanSanna

Автор хочет не только поделиться своими жизненными наблюдениями, но и надеется, что читатели блога помогут ей и самим себе найти ответы на вопросы, которые нам всем задает жизнь.

5
Разделы